Проект ФГОС дошкольного образования утверждает основные принципы реализации основной образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Реализация задач формирования у дошкольников интеркультуры основывается на следующих принципах ФГОС:
·                     содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
·                     приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
·                     учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Большую часть населения нашей планеты составляют дети. Великий педагог нашего столетия А. С. Ма​каренко писал: «Воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Наши дети — это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети — это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитывать своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданам​ми, хорошими отцами и матерями. Но и это не все: наши дети — это наша старость. Правильное воспита​ние — это наша счастливая старость, плохое воспи​тание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей стра​ной» Воспитание в нашей стране предусматривает формирование нового человека, гармонически сочетающего духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Интеркультура у дошкольников формируется с воспитания любви к родному городу, его традициям. Основой формирования у дошкольников интеркультуры, является накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в обществе норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родного города.
Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего.

В рекомендациях ЮНЕСКО по интеркультурному воспитанию подчеркивается, что целью интеркультурного образования является не просто знакомство с разными культурами, а переход от пассивного сосуществования к совместному проживанию в мультикультурном обществе через развитие понимания, уважения и диалога между представителями разных культур.
Для того чтобы сформировать положительные межэтнические отношения во взрослой жизни, важно, с раннего возраста приучать детей интересоваться культурой других людей, спокойно и адекватно относиться к национально обусловленным различиям во внешнем виде, поведении и произношении. Проблема интеркультурного воспитания и образования детей дошкольного возраста самая актуальная в ближайшие годы. На сегодняшний момент жизнь диктует  в работе с дошкольниками использовать принципы интеркультурной педагогики, направленные на обеспечение комфортного пребывания каждого ребенка в мультикультурном социуме, полноценного развития дошкольников независимо от их национальной принадлежности, формирования у детей толерантности, складывающейся из уважения к точке зрения другого человека, доброжелательного отношения и проявления интереса к другой культуре, другому народу.
Приобщая дошкольника к традициям, обычаям, праздникам разных народов, педагоги и родители вводят ребёнка в социальный мир народной культуры.
 Яркие впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь.
Интеркультура – понятие общественных наук, журналистики, социальной практики, которое имеет в виду формы и результаты взаимодействия общественных групп с различными культурными укладами (культурными различиями).
Во все времена Россия была многонациональным государством. Город Тольятти расположен в таком географическом месте, где происходит скопление людей разных национальностей, в городе широко развёрнута система популяризации национальной культуры и традиций. Дошкольные учреждения нашего города посещают дети разных национальностей. 
Так, и в нашем саду посещают примерно 68 % детей славянской национальности, остальные воспитанники – это азербайджанцы, узбеки, татары, башкиры, чеченцы, цыгане, чуваши, евреи, армяне. Кроме того, в одной семье – родители разных национальностей, и воспитатель, работающий с ребёнком, является носителем иной культуры, взаимодействующий с детьми разных национальностей. Конечно это затрудняет работу педагога и организацию воспитательно-образовательного процесса в целом. Но  воспитание в духе толерантности следует начинать с первых лет жизни ребёнка в процессе ознакомления и приобщения его к культуре, фольклору, декоративно-прикладному искусству и литературе разных народов, проживающих на территории родного края. И ведущая роль в этом должна принадлежать педагогам дошкольных образовательных учреждений. Так как в дошкольном возрасте закладываются ценностные основы мировоззрения, и приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, педагоги формируют у них представление о себе и других как о личности, при этом своеобразие национального подчёркивает значимость общечеловеческого. 
Формы интеркультурного воспитания:
Для того, чтобы работа по интеркультурному воспитанию у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.
Пример:
Спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3) русские народные подвижные игры;
4) проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;
5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран; 6) знакомство детей с традициями народов разных стран;
7) с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;
8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
9) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
Конечно, формирование интеркультуры происходит  постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.
В образовательной деятельности можно использовать разнообразные методические приёмы:
1. Игры и игровые упражнения, направленные на:
- развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;
- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;
- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:
- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;
- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;
- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,
2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций), направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
3. Этюды и упражнения направленные на:
- на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;
- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».
4. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.
5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.
6. Продуктивный вид деятельности– рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»,
7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

Работа с детьми:
·         —Беседы
·         —Проекты
·         —Конструирование
·         —Видеопросмотры
·         —Экскурсии
·         —Целевые прогулки
·         —Фольклорные и тематические праздники
·         —Театрализованные представления

Работа с родителями.
Работа по воспитанию у детей интеркультуры предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого нужно использовать разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.
·         Анкетирование
·         —Совместные праздники
·         —Круглые столы
·         —Конкурс «Моя родословная»
·         —Конкурсы совместных рисунков
·         —Выставки
Такой цикл проводимых мероприятий позволяет в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а так же приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь). 
Если знакомство с национальными традициями будет носить комплексный характер, пронизывающий все виды деятельности старшего дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях, то мы воспитаем любовь к своей родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям.

Комментариев нет:

Отправить комментарий